БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
Когда в 2015 году в стране начало развиваться дополнительное образование, и появились первые технопарки "Кванториум", мало кто задумывался о том, что такое проект и проектная деятельность, в чем отличие проекта от кейса, и при чем здесь проблемная задача. Изначально проект понимался как "супер классное изобретение с абсолютной новизной", а в качестве примера приводилась космическая программа СССР.

Дети и наставники, которые не поверили в то, что школьники могут запустить ракету в космос, стали искать более реалистичные определения проекту и проектной деятельности в дополнительном образовании. С тех пор понятие проекта трансформировалось из классической теории проектного управления и дало самые разнообразные определения.
Слово методисту Гайдлайна:
«Один из участников образовательной сессии для проектных менеджеров внес философский контекст в содержание Гайдлайна. По его мнению, проектный метод как способ преобразования реальности имеет диалектическое основание. В каждом из проектов, вне зависимости от цели, всегда можно найти противоречие, которое в нем разрешается с разной степенью успешности»
Людмила Ларина
Методист Гайдлайна
Не коррелирует ли этот тезис с социальной проблематикой и ее обоснованием, которая обязательно должна быть в проекте? Ведь как говорится: нет проблемы - нет проекта!
Здесь логически следует вывод о том, что проектная деятельность предполагает двуединую цель:
  • Личностное развитие обучающихся
  • Получение обучающимися безболезненного опыта проектной работы
Говоря об опыте обучающихся, мы стали допускать, что не только инновационные идеи имеют право на жизнь. Конкретные ситуации с очевидным результатом, или проще говоря "кейсы" уверенно вошли в проектную деятельность.
В чем же отличие кейса от проекта?
«Проект и кейс имеют много общего, в любом случае оба дают возможность учиться и осваивать новые навыки»
Наталья Солдаткина
специалист по проектной деятельности из Сыктывкара
Для всех интересующихся Наталья отвечает на вопрос: "В чем отличие проекта от кейса?" и дает развернутое определение кейсу и проекту
Кейс
  • В основе кейса
    лежит преодоленная проблемная ситуация или решенная задача. Решение кейса не уникально, не имеет объективной новизны, однако для обучающихся субъективная новизна сохраняется
  • Практическое решение кейса
    нужно выработать, т.е. создать с нуля либо подобрать оптимальный алгоритм решения из набора готовых приёмов
  • Результат решения кейса
    существует и даже может быть известен команде, работающей над решением, но не известен способ достижения результата
  • Субъективная ценность
    Кейс имеет субъективную практическую ценность (для ребенка кейс всегда является проектом)
  • Метод кейсов
    Для погружения детей в инструменты проектной деятельности существует так называемый метод кейсов. Это метод обучения через решение конкретных задач на основе реальной или смоделированной ситуации, содержащей уже преодоленную проблемную ситуацию или феномен
  • Определенность
    Кейс, в отличие от проекта, обладает большей степенью определенности, в том числе в понимании конечного результата. Этот путь уже кто-то проходил, и не один раз. Мы понимаем, каким будет результат. Понимаем, каким образом будет решена задача. Конечно, даже при работе с кейсом обучающиеся могут найти принципиально новый подход к его решению, однако его результат все равно предопределен в неком интервале вариаций
Главная цель кейса - достижение образовательного результата (теми, кто этот кейс решает)
Проект
  • ориентирован на определенную целевую аудиторию
  • решает актуальные проблемы или «проблему» определённых заказчиков
  • ограничен в ресурсах. Например, это деятельность, ограниченная по времени, а не бесконечный процесс доработок, смен курса и прочее
  • это управляемый процесс, а не хаотичный набор действий, то есть проработка проектной карты или паспорта проекта
  • содержит в себе исследования и изобретения
  • его результатом является создание, разработка уникального продукта или услуги
  • имеет объективную практическую ценность
  • в одинаковой мере непредсказуем как в процессе работы над ним, так и при ее завершении и является гибким в направлении работы над ним и скорости ее выполнения
А для тех, кто не любит
много читать,
команда Гайдлайна сделала простую и понятную схему:
Виды проектов
Мы разделяем проекты на 2 типа: учебные и коммерческие. Разница между учебным и коммерческим проектом в том, что у последних есть заказчик, готовый тем или иным образом рассчитаться за продуктовый результат. Здесь мы хотим сказать, что оплата не обязательно бывает в денежном эквиваленте. Это может быть необходимое оборудование, ПО или расходуемые материалы. Это также может быть оплата поездки команды проекта на соревнования или другая форма поощрения команды проекта.

Иногда среди проектов выделяют и исследовательские проекты, которые основаны на научной деятельности, проведении экспериментов или опытов. Результатом в этом случае будут численные данные эксперимента или вычислений, выводы или умозаключения по результатам использования методик анализа и т.п. Поэтому если для определения проекта нам важно наличие четких этапов, наличие стейкхолдеров, бюджета, целевой аудитории, сроков и образа результата, то исследование - это проект. Но если констатировать, что у проекта должен быть непременно продуктовый результат (макет, устройство, 3д-модель, программный код), то такие исследовательские проекты мы не можем отнести к проектной деятельности.
Продуктовый результат
Связь результата с целью проекта
Результат (продукт) проекта может быть материальным или цифровым. К материальным результатам можно отнести: макет, прототип, скетч (чертеж), электронное устройство, установку, роботов, коптеров и т.п.

Цифровой результат может быть в виде 3Д-модели, программного кода, 3Д-тура, мобильного приложения, сайта, математической модели и т.п.

Продукт проекта - это отражение его цели. То есть, говоря о цели проекта, прежде всего необходимо представить себе образ результата
Что такое цель проекта?
И как ее верно поставить?
Цель проекта - это решение выявленной проблемы, планируемый продукт. Фактически это образ результата, который мы хотим получить. А проблема, в свою очередь, связана с потребностями целевых групп, то есть потенциальных потребителей проектного продукта.

Целеполагание - один из ключевых этапов проектной деятельности. Не пожалейте на это времени. Вы ведь не хотите ситуации, когда "ребенок бежит и делает", не подумав?

Проблема - это то, что определяет актуальность проекта. Почему проект нужен? Кому он нужен? Почему он нужен прямо сейчас? почему он важен для данной целевой группы? Что будет если проблему не решить? если мы понимаем актуальность,то легко сформулируем тему проекта.
О выборе темы проекта мы сняли видео с представителем реального сектора экономики - директором компании "Нейромех" Юлией Лободой, а посмотреть видео можно здесь.
«Без проблемы нет проекта! Если проект не решает проблему, значит он никому не нужен»
Ирина Кузнецова
заместитель директора ФЦДО г. Москва
При формулировании цели проекта задайте
себе и детям следующие вопросы:
  • Что нужно сделать, почему?
  • Каким образом это должно быть сделано?
  • Почему это действительно важно?
  • Почему это нужно сделать прямо сейчас?
  • Насколько все участники понимают суть проекта?
  • Есть ли у кого-нибудь возражения по поводу исполнения?
  • Когда нужно завершить работу?
  • Кто будет контролировать качество? По каким критериям?
  • Какие ресурсы и средства имеются в распоряжении, чтобы выполнить проект?
  • Какими характеристиками должен обладать конечный продукт?
  • Что не должно произойти ни при каких условиях?
  • Что будет, если проблему не решить?
Предпочтительно, чтобы у проекта была одна цель, направленная на решение одной проблемы конкретной целевой группы (а вот задач может быть несколько)
«Если не знаешь куда плыть, то никакой ветер тебе не будет попутным»
Сенека
Цель проекта формируется различными способами. Один из самых востребованных и популярных - метод SMART. Согласно данной методологии цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной во времени.

Проект всегда начинается с цели. Если цель выбрана и сформулирована правильно - проект ждет большое будущее. Если нет - провал.
Как правильно ставить цели по SMART вы узнаете из нашего видео.
Чтобы определить цель проекта, сравните два состояния целевой группы: «есть сейчас» — негативное состояние, которое вы хотите изменить,— и «должно быть» — позитивное состояние, к которому вы хотите привести целевую группу с помощью реализации проекта.
Что такое задачи проекта?
После того, как вы определились с проблемой, подумайте о причинах проблемы. Почему эта проблема возникла? Меры по устранению причин проблемы - это как раз задачи проекта. Решая задачи проекта, мы приближаемся к достижению цели.

Задачи проекта связаны с этапами. Взаимосвязь и последовательность этапов проекта называется жизненным циклом.
А сейчас предлагаем посмотреть видео о том, как сформулировать цель, и поставить задачи так, чтобы ваш проект был успешен.
Команда проекта
Это те люди, от которых зависит результат проекта. есть ли "правильный" состав команды? Ответ - нет. В зависимости от того,что предстоит сделать нужны разные люди. В одном проекте нужны программисты и дизайнеры (если это создание сайта), в другом - инженеры и схемотехники (если это создание автоматизированного устройства). Не менее важным, чем состав команды, является организация их работы.
Специально для молодежи их наставников мы записали видео об основных моментах, которые вам нужно знать: теория структуры командообразования, личная эффективность каждого участника в команде, а также упражнения, которые можно применять в работе.
Целевые группы
(целевая аудитория) проекта
Целевая аудитория/ целевая группа — это группа людей, которая заинтересована в продукте или услуге. Она может быть гипотетической — если мы только предполагаем, что такие люди готовы у нас покупать, а может быть фактической, когда мы точно знаем, что именно такие люди — наши клиенты.

В описании целевой аудитории обычно указывают возраст, пол и место жительства, а также любые другие параметры, которые могут быть важны: семейное положение, наличие детей, примерный доход, образование, место работы, любовь к книгам или хобби и др.
Определение целевой аудитории поможет понять, как именно доработать продукт/услугу.
Как правило у проекта целевая группа одна и она называется основной. Именно ее потребность мы хотим удовлетворить, делая проект. И именно эта группа будет потребителем проектного продукта (результата). Но бывает что в проекте есть несколько целевых групп, например школьники и их педагоги, школьники и их родители, школьники и студенты. В таких случаях важно определить какая целевая группа будет основной, а какая второстепенной.
У нас есть для вас отличное видео о том, как понять ваши целевые аудитории.
Что такое план проекта и как с ним работать?
Какая связь плана проекта с этапами выполнения и задачами?
Давайте по-порядку. Как мы уже сказали, у проекта есть цель - планируемое решение проблемы, образ результата. Исследуя причины проблем, мы приходим к задачам, направленным на их устранение. Затем задачи должны превратиться в конкретные действия. Фактически это и есть план проекта. Укрупненные действия по тематическим блокам - это этапы проекта. Все этапы проекта, объединенные единой логикой - это жизненный цикл проекта.
Чтобы все стало совсем ясно, предлагаем вам посмотреть видео о том, что такое план и как с ним работать
Зачем нужен обзор аналогов и как его сделать?
Обзор аналогов позволяет ответить на вопросы:
  • делал ли кто-то другой что-то похожее?
  • какой был результат?
  • удалось ли решить проблему проекта?
  • в чем предлагаемое нами решение лучше того, что уже существует?
Обзор аналогов - чрезвычайно важный этап в проектной работе. Он позволяет избежать "изобретения велосипеда" и сосредоточиться на нерешенных проблемах или улучшить уже существующее решение.

Как правило обзор аналогов проводят с помощью интернет-поиска, а затем систематизируют и анализируют результаты. Здесь полезно выделить слабые и сильные стороны уже существующих решений, чтобы понять в каком направлении развивать собственный проект, а также избежать ошибок, допущенных вашими предшественниками.
Как и зачем проводить анализ результатов проекта?
Это подведение итогов проекта, ответы на вопросы: решена ли проблемная задача? достигнута ли цель? удовлетворена ли потребность целевых групп и/или заказчика? есть ли что-то, что можно улучшить? стали бы мы сами пользоваться этим продуктом? а наши друзья или знакомые? в каком направлении можно развивать данный проект?

Для анализа результата как правило используют формат рефлексии (от англ. reflexion - "отражение"). Подробнее о проведении рефлексии можно узнать в разделе 2.
Организация проектной деятельности
в образовательной организации
Возможно, у Вас своя, более интересная схема, и мы будем рады если Вы ею поделитесь. А пока предлагаем Вам познакомиться с нашей организационной моделью.
Как превратить проект в стартап?
Можно ли зарабатывать деньги, если речь идет о "детском проекте"? На самом деле - да!
Есть достаточно много вариантов как это сделать. Например, существует большое количество конкурсов для начинающих стартаперов (в том числе и школьников!), где можно получить финансирование на создание прототипа. Начать можно с сайта Фонда содействия инновациям, Сберкласса или ежегодного Форума "Сильные идеи для нового времени"
А для начала у нас есть серия уроков под названием "Старт ап акселератор" ???? Это видеоуроки, в которых мы в простой и легкой форме рассказываем об особенностях подготовки своего бизнес-проекта!
Урок 1. Что такое старт-ап?
Урок 2. Маркетинг
Урок 3. Программы поддержки начинающих бизнесменов
Урок 4. Развитие потребителя и работа с ним
Урок 5. Взаимодействие с потребителем
Урок 6. Медийное представление проекта
Уверены, что вы без труда найдете большую подборку видео и других ресурсов о продвижении проекта, маркетинге и превращении его в стартап. Для проектов, выполненных в образовательных организациях, есть свои особенности.
Для ребят-начинающих стартаперов и бизнесменов мы записали еще два видео: о маркетинге проекта и о "формуле стартапа". Приятного просмотра!
Раздел "Часто задаваемые вопросы"