ВСЕМОГУЩИЙ ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖЕР
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
«Самая сильная сторона проектного сообщества — это то, что оно есть. Это случилось очень давно и это наша отличительная часть»
Ирина Кузнецова
заместитель директора ФЦДО г. Москва
"Менеджментом называют управление людьми, процессами и ресурсами" - так написано в многочисленных учебниках и пособиях. Не будем с этим спорить. Заметим только, что понятие «менеджер» очень широкое. Его используют в двух контекстах.

Первый — когда говорят о специалисте, который управляет какой-то функцией в рамках своих компетенций. Это, например, HR-менеджер, менеджер по продажам или менеджер маркетплейсов.

Второй — когда говорят о руководителе. Он управляет и людьми, и процессами, и ресурсами. Это, например, руководитель направления, директор по маркетингу или проектный менеджер.
Кто же такой менеджер проектов?
Чем он отличается от других менеджеров?
Менеджер проектов, он же project manager или PM, отвечает за реализацию бизнес-идей. Он участвует во всех этапах проекта: от разработки концепции до презентации готового проекта. PM направляет свои усилия и менеджерские навыки на то, чтобы проект был готов в срок и соответствовал требованиям заказчика.

Менеджер проектов — это не "начальник, который раздаёт указания, пьёт кофе в кабинете, топает ногами или награждает премиями". PM — посредник между заказчиком и командой. Его задача — объединить все ресурсы для достижения общей цели, будь то создание сайта или запуск рекламной кампании.
Если коротко: проектный менеджер превращает хаос в порядок. Именно менеджер отвечает за весь проект — от встречи с клиентом и формулировки задачи до сдачи и запуска
Есть разные системы ведения проектов, но базово дела обстоят так: каждый проект проходит через пять стадий — замысел (концепция), планирование, исполнение, мониторинг, завершение.
Давайте посмотрим,
что конкретно делает на каждом этапе проектный менеджер
1
Замысел
происходит встреча с заказчиком, формулировка и согласование задачи, выяснение требований: какую задачу нужно решить, какие ожидания и бюджет, обозначение сроков и их обоснование
2
Планирование
четкое распределение задач по срокам и окончательный срок выполнения проекта
3
Исполнение
постановка задач проектной группе и непосредственная разработка проекта, проектный менеджер принимает результат
4
Мониторинг
проектный менеджер сверяет результаты работы с поставленными задачами, утвержденным заказчиком. на данном этапе проектный менеджер организует тестовый запуск продукта: правильность работы, наличие ошибок, соответствует ли результат ожиданиям клиента
5
Завершение
передача готовой работы клиенты, согласование, сбор обратной связи
Очень полезно смотреть по сторонам — это даёт возможность быть в курсе разных взглядов и не начать "вариться в собственном соку", думая, что ваша компания — это и есть весь мир, а по-другому не бывает. Кроме знаний и опыта, митапы и конференции дают и другую возможность: познакомиться со спикерами и участниками.
Hard skills проектного менеджера
Эти навыки заточены под определенные профессии (поэтому их называют «профессиональными»), а получить их можно в процессе обучения или во время работы. Например, умение кодировать и верстать сайты, проводить сквозную аналитику и так далее.
У менеджера проектов навыки свои:
  • Знание методологий управления
    Говорят, хороший менеджер проекта должен знать хотя бы одну методологию по управлению (например, Agile и Waterfall) и уметь применять её в работе. Я бы добавила к необходимости знания методологий ещё и методики, типа Scrum и различные методы управления проектами
  • Терминология
    Мне кажется стоит добавить и то, что проектный менеджер должен владеть специальной терминологией
  • Управление командой
    Менеджер проектов должен уметь объединять команду, чтобы проект двигался в едином направлении, распределять работы, анализировать результаты и управлять HR-процессами — нанимать и увольнять сотрудников. Без навыков управления командой менеджеру будет очень сложно скоординировать работу и довести проект до благополучного финала.

    Но управлять командой это не только давать всем указания, что делать, но и решать межличностные проблемы в коллективе. Менеджеру проекта важно создать комфортную рабочую атмосферу и не допускать внутренних конфликтов
  • Техническая экспертность
    Один из самых важных жёстких навыков — умение не только управлять процессом, но и разбираться в самом продукте и всех аспектах его разработки (хотя бы частично), чтобы отслеживать эффективность развития продукта, уровень подготовки проекта и многое другое. Согласитесь, трудно оценить, скажем, дизайн, если Вы в этом вообще не разбираетесь
  • Введение документооборота
    Отчётность, отчётность, отчётность — это будни любого менеджера
  • Планирование
    Планирование подразумевает создание стратегии присутствия проекта на рынке — определение бюджетов и необходимых ресурсов (в том числе временных и человеческих), распределение актуальных и важных задач. Кроме, собственно, создания плана, Вам нужно также следить за процессом и контролировать результаты
  • Риск-менеджмент
    Нас повсюду окружают риски и опасности. Особенно их много в работе над любым проектом — всегда есть шанс допустить серьёзную ошибку, которая ударит по проекту, его репутации или бюджету. Проджект-менеджер должен предвидеть любые риски, уметь их избегать и брать на себя ответственность за ошибки
  • Управление бюджетами и затратами
    У каждого проекта есть бюджетные ограничения, в которые проджект-менеджер должен уметь укладываться без вреда рабочим процессам
Soft skills проектного менеджера
Гибкие навыки зависят от черт характера и личных качеств. Это универсальные компетенции, которые можно приобрести и путём целенаправленного их освоения и просто с жизненным опытом: коммуникабельность, стрессоустойчивость и т. д.
Гибкие навыки проектного менеджера:
  • Лидерство
    Важный навык любого менеджера проектов — умение быть авторитетом и вести команду за собой к успеху. Для этого нужно принимать волевые решения, идти на риски, брать ответственность за свои ошибки, обладать харизмой и силой убеждения
  • Организованность
    Когда есть список задач и всё распланировано, начинается самое сложное — нужно фокусироваться на делах и не отвлекаться. Важно дисциплинировать не только себя, но и других людей, чтобы команда не сбивалась с рабочего ритма
  • Тайм-менеджмент
    Время всегда ограничено, поэтому им нужно уметь управлять. Для этого существует множество различных методик: GTD, метод Помодоро, тайм-боксинг и другие. Обязательно ознакомься и протестируй их в своей работе
  • Дальновидность
    Вы должны уметь следить за трендами целевой аудитории, анализировать конкурентов, рынки и положение дел в стране и мире, чтобы понимать, какой у проекта потенциал, и куда его можно двигать даже в кризисной ситуации
  • Умение решать проблемы
    Хороший менеджер проектов умеет искать решения и решать все возникшие проблемы без нервов и лишних эмоций. Для этого нужна стрессоустойчивость, которая поможет преодолевать все трудности, а не сдаваться, когда что-то идёт не так
  • Ведение переговоров
    Менеджеру проектов часто придётся вести переговоры, проводить питчи (короткие презентации продукта), договариваться с поставщиками и так далее. Нужно уметь расположить человека к себе, «продавать себя и продукт». Для этого нужна харизма, навыки делового общения и убеждения
  • Расстановка приоритетов
    Если команда много работает, но прогресса у проекта нет, наверняка есть проблемы с постановкой целей и приоритезацией задач. Вы должны уметь расставлять приоритеты, не распыляя ресурсы на всё сразу. Мне в этом очень помогает матрица Эйзенхауэра
  • Критическое мышление
    Будь готов столкнуться с недостоверной информацией. Для этого Вы должны любые данные оценивать объективно — анализировать полученную информацию, всегда прибегать к фактчекингу.

    Вам нужно развивать критическое мышление, учиться задавать уточняющие вопросы, проводить фактчекинг и анализировать полученную информацию, чтобы стараться смотреть на вещи объективно
  • Адаптивность
    Технологии, мода, рынок — словом, весь мир меняется очень быстро, и нужно уметь подстраивать проект под современные реалии
  • Работа в команде
    Управлять командой сложно, а быть командным игроком, будучи главой проекта — ещё сложнее. Но это необходимо, потому что каждый сотрудник вносит свой вклад в разработку продукта, мнение и действия каждого — ценны. Действовать только в своих интересах недопустимо.

    Запустить проект сложно, но реально. На Вас лежит вся ответственность, поэтому нужно подойти к процессу со всем профессионализмом, быть готовым принимать рисковые решения и т. д.
Читая эти строки, наверняка каждый из Вас задается вопросом: "Вот это идеальная картина проектного менеджера, но как же стать таким "всемогущим"?
Есть разные пути:
  • Онлайн-обучение
    Например, обширная подборка курсов по project-менеджменту
    А если посмотреть в частности, то вот примеры конкретных курсов (и это точно не реклама, а результат нашего интернет поиска!):
  • Финансирование - материальные средства для реализации проектов
    Часть успеха проектов в полноценном финансировании. Для этого нужно сформировать смету, учитывая условия и риски. А еще полезно разобраться в фандрайзинге, информацию о котором Вы найдете в предыдущих разделах Гайдлайна!
  • Образовательные очные сессии
    Обмен опытом с коллегами, неформальное общение, смена обстановки, энергетика, концентрация идей, поиск единомышленников
  • Истории (НЕ)успеха
    Проецирование результатов проектов коллег на свои условия и ресурсы, вдохновение результатом
  • Коллектив
    Поддержка, помощь, взаимопонимание, следование общей идеологии, обмен опытом и энергией, локальная атмосфера, неформальное общение