ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
В классическом проектном менеджменте
выделяют 5 этапов:
Инициация
Планирование
Разработка
Реализация и тестирование
Мониторинг и завершение проекта
Это та база, на которой строятся различные методы управления проектами. На тему классического проектного менеджмента вы можете найти большое количество открытых ресурсов в сети интернет. Например, как строятся этапы управления проектами в разных классических теориях, можно посмотреть здесь.
Этапы проектной деятельности школьников можно условно разделить на укрупненные блоки:
1
Подготовительный
работа проектного менеджера с партнёрами по определению их роли в проектной деятельности организации; работа с наставниками по повышению компетенций в области проектной деятельности (консультации, мастер-классы, тренинги, обучение); организационные мероприятия по подготовке к проектной деятельности
2
Проблематизация
исследование целевых групп, формирование проектных команд, идентификация проблемы проекта
3
Генерация идей
использование методов и инструментов проектной деятельности для поиска решения
4
Целеполагание
определение конечного результата проекта, формулировка цели и задач
5
Планирование
определение требований к продукту проекта, способов его выполнения, составление плана проекта и сроков его выполнения, формирование бюджета, определение ролей в проектной команде, выявление рисков
6
Разработка
разработка прототипа, отслеживание прогресса выполнения для своевременного выявления отклонений и принятия управленческих действий, тестирование, отработка гипотез проекта, оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов
7
Презентация
публичная защита проекта в формах:
  • демонстрация результатов работы над проектом
  • видеоролик
  • инсценировка
  • научная конференция
  • исследовательский отчет
  • пресс-конференция
  • реклама
  • телепередача
  • VR путешествие
  • питч
8
Финализация
рефлексия с наставниками и проектной группой, архивация проекта определение перспектив проекта, внедрение, краудфандинг и старт-ап
Но можно предложить и другую схему,
особенно, если речь идет о разработке конкретного продукта - технологического устройства или программного кода
Генерация идей проекта
Формирование проектной команды
Исследование целевых групп
Отработка гипотез проекта
Составление бюджета проекта
Поиск партнеров
Разработка прототипа
Тестирование на внутренней группе
Доработка прототипа
Тестирование на внешней ЦА
Создание продукта
Презентация проектных результатов
Продвижение продукта
Вполне возможно, что в Вашей организации существует свое видение этапов проектной деятельности. Приглашаем Вас поделиться своим опытом в форме обратной связи (переход на форму обратной связи на первой странице гайдлайна)

Считается, что этап генерации идей является не только самым ответственным, но и одним из наиболее сложных этапов, т.к. от идеи фактически зависит успех проекта, а именно востребованность проектного продукта и его значимость. В 2022 году команда Томского "Кванториума" провела Всероссийский опрос, в ходе которого дети выделили, наверное. самую актуальную проблему: "Где взять идею для проекта?"
В помощь наставникам и проектным менеджерам
скажем, что для начала можно воспользоваться методиками дизайн-мышления и генерации идей.
А как это сделать, можно узнать из следующих источников:
Слово методисту Гайдлайна:
«В проектной деятельности школьников есть свои нюансы. Проектная деятельность, как правило, „привязана“ к дополнительным образовательным программам, а этапы проекта „измеряются в часах“»
Людмила Ларина
Методист Гайдлайна
Например, это может выглядеть примерно так:
В Томском "Кванториуме" даже программы базового уровня имеют в своей основе проектные кейсы. Программа объемом 72 академических часа (36 занятий) может содержать, например, 4-9 кейсов.
И если в Вашей организации проектная работа организована именно таким образом, важно правильно расставить приоритеты: проект (продукт) первичен, программа вторична.

Интересно посмотреть как в разных организациях разрабатываются так называемые "проектные программы". В них темы соответствуют этапам выполнения проектов или более мелким подэтапам.

Пример такой программы, составленной в Кванториуме при Гимназии 3 г. Южно-Сахалинска, можно посмотреть здесь.
«Мы собрали программу, изучив опыт и разработки разных „кванториумов“ и не только, переложив на реалии сегодняшнего дня. Программа была составлена в соответствии с региональными методическими рекомендациями по разработке ДООП»
Мария
методист детского технопарка "Кванториум",
г. Южно-Сахалинск
В «проектной программе» Томского «Кванториума» можно отследить все основные этапы разработки инженерного продукта: моделирование, прототипирование, конструирование, программирование. Пример программы можно посмотреть здесь.
Интересен опыт, когда программа и этапы выполнения проекта построены по кейсовому методу, иными словами, когда за определенный период необходимо решить учебный кейс - небольшую, но конкретную задачу с четко-определенным продуктом. Такие программы "заточены" на выполнение учебных или модельных проектов, когда педагогу заранее известен результат и требования к нему. Это может быть полноценный проект, состоящий из кейсов-этапов, или просто совокупность разных кейсов, объединённых одной идеей. Такие программы удобно использовать с ребятами, делающими первые шаги в проектной деятельности для освоения ими алгоритмов и этапов ведения проекта.

Хорошим примером такой программы является программа Астраханского Кванториума, где последовательность проектных кейсов дается в привязке к новым навыкам и знаниям, которые ребятам приобретают, выполняя задания кейсов. Прослеживается постепенное усложнение заданий и развитие компетентностной траектории таким образом, что для выполнения последующих кейсов необходимо применение уже приобретенных компетенций. А вот и сама программа.