Лучшие практики проекта «Всероссийская ярмарка технологических проектов молодежи «Павильон инженерных профессий»
для сотрудников образовательных организаций по проведению мероприятий для педагогов в области проектного инженерного образования
Гид-навигатор
Трансформационная игра
Уважаемые коллеги!
Дорогие педагоги! Все мы периодически сталкивается с трудностями, когда необходим новый формат или мероприятия, которые помогут ученикам в выборе будущей профессии. Предлагаем вам познакомиться с ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ИГРОЙ — настольной игрой с ролевыми механиками, которая сделает процесс выбора профессии детьми интерактивным и интересным. Вы сможете продемонстрировать ребятам, что с какими вызовами и возможностями они могут столкнуться для выбора профессии и построения успешной карьеры.
В чём польза для учеников?
Для учеников участие в мероприятиях, подобных этой игре, решает важные проблемы. Многие из них не могут адекватно оценить свои способности и делают выбор профессии, опираясь лишь на предметные навыки. Игра поможет им расширить кругозор, обнаружить свои гибкие навыки и понять, как они влияют на карьерные возможности, что крайне важно для построения успешного будущего.
Зачем мы создали этот лонгрид?
Мы создали этот лонгрид, чтобы вы могли легко внедрить наши практики в своей организации. Здесь вы найдете пошаговые рекомендации и практические советы. Просто следуйте нашим рекомендациям и адаптируйте их под свои условия — это поможет вам вдохновить учеников на осмысленный выбор профессии и поддержать их в этом процессе!
Что такое
«Трансформационная игра»?
Трансформационная игра «БЫТЬ: инженером» — это профориентационная игра-практикум. Участники игры получают задачу — сделать своего игрового персонажа самым счастливым, исполнив его мечту — найти свое призвание и состояться  в профессии. В игре 3 основных тура, в ходе которых необходимо построить профессиональную и жизненную траекторию персонажа. Это подготовительный период в 11-м классе, время студенчества и первичный опыт работы после трудоустройства или стажировки в профильной компании. Игровые карточки содержат «Ситуации», «Действия»,  «Компетенции» и «Бонусы». Играя в «БЫТЬ: инженером», участники моделируют свой выбор и поступки в реальных жизненных ситуациях, осмысливают последствия и делают выводы.
Структура мероприятия
Профориентационная игра-практикум «БЫТЬ: инженером» состоит из 3 туров:
Тур 1. Закончить
11-й класс
Собрать первоначальный набор характеристик, увлечений и компетенций вашего персонажа
Тур 2. Поступить в университет
Пройти обучение (4 года) и получить набор компетенций для будущей профессии
Тур 3. Пройти собеседование
Выбрать профессию, поработать 3 года и исполнить мечту.
Кто может участвовать?
Мероприятие предназначено для школьников в возрасте 12−17 лет, которые испытывают трудности в оценке собственных возможностей и ограничений, не умеют расставлять приоритеты, обладают узким кругозором при построении  карьерных траекторий, не демонстрируют осознанности при выборе профессии.
Зачем игра детям?
С помощью игры дети смогут построить личную траекторию профессионального развития при помощи сопоставления личных навыков и условий в выбранной профессии. Игра предполагает прохождение карьерной траектории участника от выбора проекта в 11 классе и определения входных компетенций до обучения в университете и, построения карьерной траектории через решение игровых ситуаций и рефлексию (анализ результатов игры).
Зачем игра педагогу?
С помощью игры «БЫТЬ: инженером» вы сможете продемонстрировать детям вариативность карьерных траекторий, научить их замечать и анализировать свои гибкие навыки, сформировать понимание равноценности гибких и жестких навыков, научить их методам для адекватной оценки собственных навыков и основам саморефлексии, то есть выявлять причинно-следственные связи между результатом и процессом.
Подготовка (чек-лист по организации)
Для организации игры «БЫТЬ: инженером»  вам понадобится:
Кто нужен:
Организатор
Ведущий
Модераторы и волонтеры
Опционально при проведении игры в нескольких подгруппах одновременно
Фотограф/видеограф
Для фото- и видео-отчета
Качественные результаты мероприятия
Отзывы участников мероприятия
Команда «Вверх к звёздам»
Детский технопарк «Кванториум» город-герой Севастополь
«Получился классный инструмент и для обучения, и для тимбилдинга. Всего за пару часов мы прожили целую жизнь: от школьной скамьи до профессиональных вершин. Это был настоящий ускоренный курс взросления — с кубиками судьбы, неожиданными картами и крутыми поворотами событий. Идеальный микс стратегии и везения — нужно продумывать ходы, но будьте готовы к неожиданностям! В игре учишься расставлять приоритеты и принимать решения»
Команда «VRin»
БУ ДО «Омская областная станция юных техников»
«Игра развивает логическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и умение работать в команде. Игра оставила положительное впечатление и мы рекомендуем ее для использования как в образовательных целях на занятиях в кружке, так и для семейного досуга. Что нам понравилось: познавательный контент, интерактивность и вовлеченность, качество исполнения, вариативность»
Команда «IT-шники»
Объединение «IT-Квантум» ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска Самарской области
«В игре много крутых заданий, где нужно думать как настоящий инженер, решать жизненные головоломки, работать в команде. Очень классно, что можно попробовать себя в разных специальностях. Графика красивая, карточки интересные, правила понятные. Даже те, кто сначала сомневался, втянулись и не хотели останавливаться, некоторые ребята предложили свою версию игры с тем же набором»
Команда «Программисты»
«IT-куб» в Благовещенске
Валерия Бескоровайная: «Словно поиграла в „Монополию“, только в ней всё зависит от кубиков, а тут — от твоих решений. Прям интересно было!»

Варвара Борзунова: «Игра интересная, особенно для меня, как для будущей выпускницы, которой сейчас уже нужно определяться с выбором профессии. Интересно, что раньше я больше обращала внимание на финансовую составляющую. Но тут играет важную роль уровень счастья. Заставило призадуматься».
Команда «Победители»
МБОУ «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова» Томского района
«Нам понравилась механика освоения навыков: каждый новый уровень открывал перед нами новые возможности и стратегии. Ребята чувствовали себя настоящими инженерами, решая сложные задачи и принимая важные решения. А взаимодействие с другими игроками добавляло элемент соперничества и сотрудничества — иногда приходилось объединяться, чтобы достичь цели, а иногда — бороться за ресурсы»!
Команда «Бесконечность»
МАОУ «СОШ 7 им. Н. Г. Барышева г. Томска»
«Самое главное выбрать правильную стратегию и понимать на кого можно опереться в ходе игры! Важным моментом, как нам показалось, стало понимание того, что твоё личное развитие напрямую связано с развитием всей команды! И игра тем интереснее, чем замотивированнее люди вокруг тебя! И здорово, что можно пройти этот путь с чистого листа, но уже с имеющимся опытом!»
Команда «Полтинник» 7−8 класс МАОУ СОШ 50 г. Томска
«Считаю, что такие проекты — идеальный способ развить креативность, логику и умение работать в коллективе. Ребята не просто играли — они учились мыслить как изобретатели, принимать решения и не бояться ошибок. А подход, сочетающий поддержку и здоровую конкуренцию, сделал игру еще ценнее»
Смотрите, как это было у нас
Контакты
Аниканова Анастасия
координатор проекта
Начальник Центра проектной деятельности АНО Д О Детский технопарк «Кванториум» г. Томск. Организатор образовательных и конкурсных событий в рамках проектов «Фестиваль создания креативного контента в новых медиа MediaMakerFest (2021/2022 гг)», Межрегиональный семейный фестиваль «Технопредки» (2023), «Всероссийская ярмарка технологических проектов: рынок молодых лидеров» (2023), Межрегиональный семейный фестиваль «Технопредки: твое будущее» (2024)
Над лонгридом работали