Лучшие практики проекта «Всероссийская ярмарка технологических проектов молодежи «Павильон инженерных профессий»
для сотрудников образовательных организаций по проведению мероприятий для педагогов в области проектного инженерного образования
Гид-навигатор
Педагогическая мастерская
Уважаемые коллеги!
Наверняка вы сталкивались с тем, что ваши ученики не видят взаимосвязи между школьным предметом и его применением в жизни. Предлагаем вам попробовать новый подход — встроить инженерные кейсы в планы обычных школьных уроков, чтобы показать значимость теоретических законов для решения реальных практических задач.
В чём польза для учеников?
Давайте подумаем, а зачем детям нужна физика, математика или биология, чтобы решить инженерный кейс? Ответ прост — детям интересны продуктовые результаты, например, на уроке по предмету сделать практический продукт, который можно «потрогать руками», прикоснуться к реальным технологиям и будущей профессии.
Зачем мы создали этот лонгрид?
Цель настоящего методического описания — показать, как пошагово реализовать данный подход на базе своей организации. Для этого нужно будет провести обучающие мероприятия для ваших коллег и совместно разработать кейсы, в которых я предметные знания и инженерные навыки логически сочетаются, чтобы привести детей к продуктовому результату.
Что такое
«Педагогическая мастерская»?
Серия мероприятий для педагогов, направленная на повышение профориентационной и инженерной компетентности
Педагогическая мастерская — это очное мероприятие для педагогов, работающих со школьными проектами, направленное на решение определенной проблемы целевой группы — молодежи и школьников.

Как известно, многие современные школьники занимаются проектной деятельностью, в том числе технической направленности, что очень нужно сегодня для подготовки инженерных кадров. Это происходит как в школе, так и в организациях дополнительного образования, а порой и самостоятельно или с родителями.

Но очень часто случается так, что результата своей деятельности ребята не видят. И не потому, что не хотят видеть, а по причине того, что просто не знают, не представляют, как можно проект, что называется, «довести до ума», т. е. получить какой-то результат в виде, например, готового устройства, модели, приложения, программного кода или чего-то еще, т. е. получить продуктовый результат, с которым можно работать дальше. Например, представлять его на всевозможных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях или просто использовать по назначению.

Это является настоящей проблемой и, в первую очередь, связано с недостатком компетенций у сотрудников образовательных организаций для сопровождений детских проектов и дальнейшего вовлечения в инженерную профессию, либо их отсутствие.
Структура мероприятия
«Педагогическая мастерская» состоит из 6 блоков:
Кто может участвовать?
Сотрудники образовательных организаций (педагоги, проектные менеджеры, педагоги-организаторы, методисты, представители руководящего состава и другие категории), которые работают со школьниками 12−17 лет — участниками инженерных соревнований и конкурсов, олимпиад, проектных команд и т. п. активностей.
Подготовка (чек-лист по организации)
Для организации «Педагогической мастерской» вам понадобится:
  • документы по мероприятию (приказ, положение, соглашение о персональных данных, специальные разрешения (например о полетах БПЛА)
  • лэндинг или страница на сайте
    (посмотрите, как это сделали мы)
  • форма для регистрации
  • посты в группе
  • посты в группе
  • рассылки по почте, в мессенджерах
  • программа (план с таймингом)
  • сценарий с речевыми модулями
  • площадка для проведения
  • оборудование, ПО
  • расходники, канцелярия
  • презентации, материалы для участников (электронные, печатные), интерактивные ресурсы
Кто нужен:
Организатор
Ведущие
Спикеры
Эксперты
Волонтеры
Модераторы
Фотограф
Видеограф
Дизайнер
Инженерные кейсы для педагогов-предметников:
Форматы организации работы
Результаты мероприятия
Образцы уроков с инженерными кейсами
Блок-бонус
Или краткий экскурс риск-менеджмента «Что может пойти не так и как исправить?»
Проблема
в месте проведения мероприятия нельзя паять
Решение
готовим кейс со сборкой на макетной плате без пайки
Проблема
участник мероприятия не умеют программировать микроконтроллеры
Решение
заранее готовим скетч (программный код) для загрузки на плату
Проблема
забыли получить разрешение на полеты БПЛА на стадионе
Решение
провели соревнование в помещении
Смотрите, как это было у нас
Отзывы участников мероприятия
«Если описывать мероприятие в пяти словах, то я бы сделал это так: „Увлекательное, познавательное мероприятие свободного формата“»
«Как обычно все на высоте, очень понравилось, весело и продуктивно. Мероприятие было организовано на соответствующем уровне и всего хватило»
«Очень интересно, познавательно, обязательно буду развиваться в этой сфере»
В заключение
Дорогие коллеги! Приглашаем вас провести Педагогическую мастерскую в вашей школе, выбрав один из форматов: «Педагогический стенд-ап», «Фасилитатор 2.0», «Учитель-инженер», «Успеть все!», «Витрина олимпиад» или «Успешный день». Это уникальная возможность протестировать инновационные методики, обменяться опытом и помочь ученикам увидеть связь между школьными предметами и будущими профессиями через решение инженерных кейсов. По итогам апробации организуйте обсуждение, оцените результаты по ключевым критериям и вдохновите коллег на новые педагогические достижения. Воспользуйтесь этим шансом, чтобы изменить школу к лучшему! Удачи!
Контакты
Дмитрий Иванов
программный директор проекта, спикер,
педагог-организатор АНО Д О Детский технопарк «Кванториум» г. Томска
Эксперт по развитию детских талантов. Спикер Всероссийских педагогических чтений (г. Москва). Автор проекта по созданию воспитательно-ценностных игр для школьников «Парадигма». Наставник Всероссийского конкурса «Большая перемена». Участник Всемирного фестиваля молодежи 2024.
Над лонгридом работали