Грибознайка
Интерактивный тренажер для изучения грибов
Команда проекта
  • Касьянов Богдан
    Автор проекта
  • Вотинцева Мария
    Наставник
Проблема идентификации грибов
  • По данным «Известий», ежегодно в России регистрируется порядка 1000 пострадавших от отравления грибами, около 30 случаев заканчиваются летальными исходами.
  • Основными причинами отравлений называют употребление в пищу ядовитых грибов, которые по неопытности принимают за съедобные. Грибники в соцсетях то и дело выкладывают фотографии с вопросом: «А что это за гриб?»
  • По данным Рослесинфорга, чаще всего из ядовитых грибов в России встречаются мицены, бледная поганка и мухомор красный. В Роспотребнадзоре отметили, что бледную поганку при сборе часто путают с шампиньоном, ложные опята — с настоящими.
Актуальность
Разработка устройства для распознавания грибов – это весьма актуальная задача.
  • Главная причина актуальности разработки – значительное снижение риска отравлений ядовитыми грибами. Мы считаем, что важно начиная с самого детского возраста научить детей различать грибы. Дети любопытны и могут попробовать что-то, найденное в природе. Знание, какие грибы съедобны, а какие смертельно опасны, может спасти жизнь.
  • В ходе работы с тренажером дети учатся сравнивать разные виды грибов, выявлять различия и сходства, анализировать информацию и делать выводы. Разделение грибов на съедобные и несъедобные, развивает навыки классификации и систематизации.
  • Обучение детей различению грибов дома, в детском саду и школе воспитывает ответственность за свои действия в природе и осознание потенциальной опасности дикорастущих растений.
  • Кроме того, изучение грибов может стать отправной точкой для интереса к биологии, ботанике, микологии и другим наукам.
Обзор аналогов
Аналог
На сегодняшний день существует не так много специализированных тренажёров и умных устройств для обучения детей распознаванию грибов, но интерес к этой теме растёт, и появляются новые разработки. Главный недостаток всех существующих аналогов — отсутствие интерактивности.
Функциональность
Стоимость
Наборы муляжей грибов, например, игровой набор Грибы.

Позволяют детям тактильно изучать различные виды грибов, сравнивать их форму, цвет и текстуру. Можно использовать в играх «съедобное-несъедобное» или для создания собственных мини-экосистем
Настольные и развивающие игры, например, «Съедобные и несъедобные грибы». 16 демонстрационных картинок с текстом.

Существуют настольные игры, посвящённые сбору грибов, которые в игровой форме учат детей различать съедобные и ядовитые грибы.
2 881 ₽
2 820 ₽
Вывод
Цель проекта

Разработать интерактивное устройство, помогающее научить детей различать грибы, отличать съедобные грибы от несъедобных, выучить названия грибов. Важно научить детей отличать съедобные грибы от ядовитых, чтобы избежать отравлений - это знание может спасти жизнь.


Такое устройство позволит сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, позволит не просто читать текст или смотреть картинки, а взаимодействовать с материалом, отвечать на вопросы, выполнять задания и получать немедленную обратную связь.

Задачи проекта
Поиск аналогов
Найти интерактивные устройства, игры, наборы по изучению грибов в начальной школе. Проанализировать их достоинства и недостатки.
Планирование
Продумать функциональные возможности устройства, механизм взаимодействия с пользователем. Сформировать план по работе над проектом, осуществить выбор грибов, подобрать теоретическую информацию и практические задания, подготовить карточки.
Разработка
Подобрать необходимое оборудование, разработать 3Д модели устройства и грибов, осуществить 3Д печать, сформировать базу данных по распознаванию грибов, обучить модель, собрать и запрограммировать устройство
Отладка и тестирование
Протестировать разработанное устройство, проверить правильность его работы, осуществить апробацию, проанализировать достоинства и недостатки разработанного устройства и пути модификации
Этапы работы над проектом
Подготовительный
Сентябрь-октябрь 2024
Разработка идеи, подбор оборудования, анализ вариантов работы устройства.
Практический
Ноябрь 2024 - март 2025
Разработка и программирование устройства.
Рефлексивный
Апрель 2025
Апробация устройства
Технология моделирования и 3 D-печати
В ходе работы над проектом были разработаны и распечатаны:
  1. Модели грибов в среде Тинкеркад: шампиньон, боровик, мухомор, бледная поганка, опята, лисичка, сморчок. Грибы распечатал на принтере AnyCubic Cobra 2.0 с использованием белого пластика PetG, раскрасил акриловыми красками.
  2. Контейнер для устройства. Состоит из трех основных частей: верхняя часть скрывает веб-камеру для сканирования грибов, средняя часть - место, куда необходимо положить гриб для распознавания, нижняя часть - для размещения контроллера CyberPie.
Технология машинного
зрения
  1. Для распознавания грибов решено было использовать технологию машинного зрения и веб-камеру.
  2. На подготовительном этапе была создана база данных фотографий для каждого гриба с разных ракурсах и обучена тренировочная модель. Модель распознает гриб с точностью более 80%.
  3. Результат распознавания используется в программе для мгновенного определения ответа ученика.
О проекте

В ходе работы над проектом мне пришла в голову идея – объединить все рассмотренные мною аналоги в единый интерактивный тренажер. Такой тренажер будет включать в себя муляжи грибов, напечатанные на 3Д принтере, карточки с основной информацией о грибах и роботизированное устройство, которое сможет сделать процесс изучения грибов интерактивным и давать практически моментальную обратную связь.

Я разработал карточки, а мой наставник распечатал и заламинировал их, чтобы они выглядели привлекательно. На карточках содержится самая важная информация о грибах. Я успел смоделировать, распечатать и раскрасить модели 6 грибов: шампиньон, мухомор, бледная поганка, лисичка, опята, сморчок. Я смоделировал, распечатал и собрал устройство для распознавания муляжей грибов. В ходе программирования я предусмотрел возможность для пользователя узнавать новую информацию о грибах и проверить свои знания. В устройстве я использовал web-камеру для распознавания, которую обучал с помощью формирования базы данных снимков грибов с самых разных ракурсах.

Я выбрал этот проект, т.к. считаю его очень важным. Такое устройство можно использовать в школе и дома для того, чтобы научить детей хорошо разбираться в грибах. Это очень важно, т.к. эти знания не только расширяют общий кругозор, но и могут спасти жизнь в будущем.

Описание работы устройства

После запуска программы устройство работает в двух режимах: режим обучения и режим проверки знаний. Переключение между режимами осуществляется пользователем с помощью стика на контроллере.


Режим обучения

Режим проверки знаний

Режим ГрибОК

Устройство распознает гриб, который помещен в контейнер и рассказывает информацию об этом грибе

Устройство случайным образом называет гриб и ждет, когда ученик положит его в контейнер, а также оценивает результат

Устройство предлагает найти все съедобные или несъедобные грибы и по очереди положить их в контейнер, а также оценивает результат

Оборудование и материалы
  1. Для разработки умного устройства я использовал: контроллер Cyber Pi, Веб-камеру Logitech C270 HD Webcam, 1280х720 р, USB 2.0, ноутбук Huawei MCLF/x, bluetooth-модуль, клей Cosmofen СА-500.200, 4 самореза для крепления крышки, отвертку, 3D принтер AnyCubic Cobra 2, филамент PETG, цвет белый, толщина нити 1,75 мм, провод type-C
  2. Для подготовки карточек: ноутбук, программа Word, сервис Gamma, принтер цветной лазерный Brother MFC-L3770 CDW, бумагу офисную плотную 160г/м2, ламинатор, ножницы.
  3. Для изготовления муляжей грибов: ноутбук, картридер, карту памяти, 3D принтер AnyCubic Cobra 2, филамент PETG, цвет белый, толщина нити 1,75 мм, плоскогубцы, набор натфелей, набор акриловых красок, кисточки

Экономика проекта

Контроллер CyberPie
5 309 ₽
Веб-камера Logitech C270 HD Webcam, 1280х720 р, USB 2.0
1771 ₽
3D-печать, 600 грамм пластика PetG, цвет белый, 1.75 мм.
637,8 ₽
Итого
Общая сумма проекта составит около 7717.8 ₽
Апробация
  1. В ходе апробации мы предложили ребятам 1-3 класса поиграть с Грибознайкой и запомнить названия грибов.
  2. Ребята проявили заинтересованность и любознательность. Они быстро разобрались с интерфейсом устройства и научились выбирать режимы работы.
  3. Некоторые дети могут чувствовать себя более комфортно, отвечая на вопросы робота, чем учителя, особенно если они стесняются или боятся ошибиться.
  4. Обучение с использованием робота развивает у детей навыки работы с современными технологиями, что пригодится им в будущем.
Стейкхолдеры проекта
  • "Кванториум" г.Киров
    Предоставляет технику, ПО и ресурсы для создания проекта
  • Школы
    Потенциальный стейкхолдер
  • Детские сады
    Потенциальный стейкхолдер
Видеопрезентация
На видео представлен пример работы устройства.
Контакты
Телефон: +79128260749
e-mail: vml79@inbox.ru
ДТ Кванториум, г.Киров, ул. Пролетраская 50