ВДОХНОВЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖЕРА
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ЯРМАРКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ: РЫНОК МОЛОДЫХ ЛИДЕРОВ
«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых»
Петр Ильич Чайковский
Композитор
Наша большая команда авторов Гайдлайна пришла к выводу, что вдохновение сродни мотивации: это чрезвычайно важная сущность в проектной деятельности, но как его найти и, главное, как этим управлять - тот еще вопрос.

В подобных сложных случаях что сделает любой проектный менеджер? Правильно, будет строить гипотезы и их проверять!

Так вот, у нас тоже есть гипотеза о том, что может быть источниками вдохновения проектного менеджера, что не даст ему "опустить руки" в трудной ситуации и будет служить навигатором тогда, когда придет время двигаться дальше.

Прежде всего, ничто так не мотивирует проектного менеджера (да и любого сотрудника тоже: педагога, методиста или руководителя), как результат. А в нашем случае главный результат - это "истории успеха" детей, которые справились с проектами и получили конкретные проектные продукты.

И, как было уже сказано - вдохновение тесно связано с мотивацией, в данном случае - с мотивацией детей делать вот эти самые проектные продукты. Здесь целесообразно вспомнить про инструменты мотивации ребят. Это: вознаграждение, портфолио, старт в карьере, путешествия/знакомства, призы (гаджеты и мерч).
Для тех, кто хочет углубиться в тему, есть полезная книга "Энциклопедия детской мотивации" (а ознакомиться с бесплатным фрагментом можно здесь)
Следующая часть нашей гипотезы состоит в том, что для вдохновения на "свершение больших дел" нужно не что иное, как финансирование проектов. Здесь можно было бы привести отдельный лонг-лонг-лонгрид из ссылок по фандрайзингу, но мы ограничимся небольшой сводкой действий по привлечению финансирования от партнеров под проект
Итак, для подпитки вашего
вдохновения необходимо:
  • составить подробную смету до реализации проекта
  • подумать, какие еще способы привлечения ресурсов могут быть, например это грантовая заявка, стратегическая сессия с партнером, питч-сессии
  • разработать обоснование целесообразности выделения бюджетных средств, если финансирование предполагается из местного бюджета
  • учесть, что под каждую позицию сметы должны быть ресурсы
  • провести учет и оценку рисков
Источниками вдохновения здесь могут быть следующие "полезности"
Книги - классика менеджмента
(опять в целях экономии времени - подборка книг)
Наконец, где вдохновляться проектному менеджеру? Мы не изобретем велосипед, если скажем, что самый эффективный путь это - образовательные очные сессии, курсы повышения квалификации, соревновательные мероприятия и другие форматы! Уверены, что здесь не тот случай, когда "скромность украшает" и в качестве примера приведем то самое мероприятие в формате "таунхолл", которое и стало источником вдохновения для данного Гайдлайна!
Где найти похожие или принципиально другие, не менее полезные мероприятия?
Ловите еще несколько ссылочек:
Как правило , в подобных разделах мы уже привычно ожидаем увидеть некие "лучшие практики" и "истории успеха". Предполагается, что это вдохновляет решительно всех на новые идеи и свершения. Мы не будем категорически возражать, но заметим, что иногда бывает еще полезнее почитать о том, что не получилось и почему, чтобы в дальнейшем не наступать на подобные "грабли" и не "есть похожих собак".

Поэтому мы назовем этот подраздел:
Истории успеха или НЕуспеха
И опять-таки снабдим всех
"заглянувших на огонек"
НЕпарой полезных ссылочек:
А если у вас есть конкретная история, мы будем только рады включить ее сюда как пример того, что может случиться и как превратить неудачу в "выученный урок" и успех. Такая подборка называется "Lesson learning database" и может быть полезна и педагогам и проектным менеджерам.

А представить ваши истории можно, например так, как сделали наставники Томского Кванториума:
История 1. КОСМО-квантум
Через тернии к звездам
В работе над проектом по созданию спутника формата CubeSat дети не распределили задачи и сразу взялись за дело. Один взял на себя слишком много (создание полезной нагрузки и программирование), а другой недостаточно (моделирование корпуса). Второй ребенок начал вмешиваться в работу первого. Сначала это воспринималось как помощь, а потом переросло в конфликт. Они одновременно работали над одной задачей, не зная этого, и потом ссорились, доказывая, чей вариант лучше. В итоге проект «встал».

Что же делать?
Возможно, кто-то скажет, что педагог должен сам распределить задачи между детьми (здесь есть вероятность, что они так и будут обижаться друг на друга и конфликт остается неразрешенным).

Что реально сработало:
Педагог собрал детей вместе и дал им выговориться на темы: "что тебе не нравится в командной работе, а что наоборот радует?", "Какие задачи тебе даются легче всего?" и т.п. А в конце ребята сами распределили между собой обязанности и расписали заново свои задачи. В результате они не только сделали свой проект вовремя, но и укрепили команду; поэтому в работе над следующим проектом они сразу начали с распределения задач.
История 2. РОБО-квантум
Рутина заела
Одним из этапов работы по созданию робокара является 3D-моделирование деталей под лазерную резку или 3D-печать. К третьему-четвертому занятию некоторым ребятам надоедает «смотреть в монитор», чтобы создать 3D-модель рамы машинки и другие детали.

Что же может сделать педагог? Может быть:
• Говорить детям о необходимости обладания навыками 3D-моделирования в жизни и важности самого процесса при создании робокара?
• Исключить из программы раздел по 3D-моделированию (это сложно и скучно) и давать детям сразу готовые 3D-модели?

Что реально сработало:
Педагог предложил ребятам выключить компьютер и включить паяльник. Тогда ребенок берет в руки плату, провода, паяльник, припой и пытается всё это объединить в одно целое. И так, меняя разные виды деятельности, он постепенно двигается к намеченной цели.
История 3. БИО-квантум
Микробы для мелких
Дети 5-7 классов записались на проект по микробиологии, который изначально планировался для старшеклассников. Ребята имеют еще совсем смутные представления о самой биологии, а микробиология дается им крайне сложно для понимания.

Что же может сделать педагог?
• В формате игры ассоциировать сложную терминологию с простыми образами (неудачное применение метода геймификации - суть термина искажается и тематику проекта еще сложнее воспринимать)
• Отговорить детей заниматься микробиологией, ведь все равно ничего не получится

Что реально сработало:
Изменение учебного плана и календарного графика "проектной программы" – разбивка занятия на несколько несложных мелких тем, ритмичная смена разных видов деятельности, подача материала максимально доступным языком, поиск личного интереса ребят к предмету, использование «ручного труда» (лепка микробов), выставки рисунков, соревнований внутри группы, квизов.
История 4. Промышленный дизайн
Кризис жанра
Девочка-старшеклассница долго не могла определиться с темой проекта. Наконец, после длительных раздумий и после подсказки наставника она взялась за создание комикса о переработке мусора (один из родителей девочки работает в этой сфере). Девочка хорошо рисует, но работа «не идет». Рисунки показывать наставнику она категорически отказывается. Скоро конец года. Есть риск выйти на защиту с «ничем».

Варианты действий педагога:
• Требовать регулярных отчетов по выполнению проекта, ставить сроки, пошагово контролировать создание комикса.
• Оставить ребенка в покое, ведь главное - не отбить интерес к рисованию.

Что реально сработало:
Оказалось, что девочка уже участвует в параллельном проекте – делает иллюстрации для книги друга. В рамках проекта она решила создать фирменный мерч по ее рисункам. Тема проекта была изменена. Девочка делает то, что ей действительно интересно.
История 5. АЭРО-квантум
Победа в воздухе куется на Земле!
Школьник готовится к соревнованиям «Гонки на квадрокоптерах». Для этого нужно собрать квадрокоптер. В ходе работы над проектом у ребенка возникают вопросы, связанные с загрузкой программного обеспечения в полетный контроллер. Проблема заключается в том, что ученик не хочет искать информацию по каждой задаче самостоятельно.

Какое решение может принять педагог?
• Выдавать сразу всю необходимую информацию по проекту, чтобы ученику не приходилось ее искать в интернете.
• Занять «жесткую» позицию и настаивать на самостоятельном поиске информации.

Что реально сработало:
Перед педагогом стоит задача не только помочь ему подготовиться к соревнованиям, но и давать наводки на поиск проблемы в интернете, так как серфинг проблемы в интернете очень важная часть проектной деятельности.
Как вы уже поняли, мы не боимся показаться неоригинальными и поэтому добавим сюда раздел со ссылками на проекты ребят, которые были выполнены в "Кванториумах" нашей страны.
Например, в Томском "Кванториуме"
можно вдохновиться идеями проектов по 8 направлениям/квантумам:
Хотите увидеть здесь проекты ваших обучающихся? Приглашаем оставить нам сообщение в форме обратной связи и поделиться результатами проектов своих ребят вот тут.
Что еще может вдохновлять проектного менеджера? Если Вы вспомните слова Стива Джобса, то обязательно ответите: Команда! Коллектив! Коллеги! Да, это те люди, которые всегда готовы предложить дружеское плечо, подкинуть идею или придать сил для дальнейших достижений. И здесь не обойтись без мероприятий на тим-билдинг, дружеских встреч, бизнес-завтраков, совместных экскурсий и многого другого! Уверены, вас есть добавить к этому списку, а новые идеи для коллективного досуга можно посмотреть здесь.